В Калининграде спрос на жилье превышает предложение

irina 01.12.2020 11:20
В Калининграде спрос на жилье превышает предложениеГендиректор ЗАО «Холдинг Калининградстройинвест» Валерий Макаров – о калининградских «коробках», добросовестных застройщиках и парковках.

- Валерий Михайлович, придает ли эксклавность какую-то особенность строительному бизнесу нашего региона?

- Живём-то мы всё равно в России, так что нет разницы - Европа или Россия. Да, мы анклав, можем многое приобретать из-за заграницы, что мы и делаем. Покупаем в Европе, в Китае, в России. Правда, в условиях пандемии есть некоторые трудности с поставками, но грузовые перевозки остались свободными.

- У местных производителей что приобретаете?

- Железобетонные изделия. У нас хорошие кирпичные заводы - «Балткерамика», «Пятый элемент». Закрывает потребности местное производство силикатного кирпича - производитель с современным оборудованием, продукция хорошего качества.

- Откуда берете проекты будущих жилых домов? Почему в большинстве своем это безыскусные коробки?

- Я не согласен с таким определением. Проектировщики у нас калининградские. Каждый проект индивидуальный, привязывается к конкретному месту. Другое дело, что дома бывают разных классов. Во многом это определяет внешний вид жилого здания.
Либо мы делаем штукатурный фасад, грубо говоря, по 2 000 руб. за квадратный метр, либо на Советском проспекте навесной со стоимостью в 7 000 руб. за «квадрат», либо мы делаем фасад в архитектурном историческом стиле на Клинической, его цена 10-12 тыс. руб.
Наша задача - дать покупателю выбор. Конечно, в центре города мы не будем строить жилье эконом-класса, сама земля здесь определяет стоимость. Но все дома этого года у нас в трёх ценовых категориях, красивые, оригинального проекта.
А вы посмотрите спальные районы в Европе, в Польше, в Германии. Они совершенно спокойно строят, как вы называете, «коробки», нет там никаких архитектурных изысков. Я считаю, что наши ничуть не хуже, чем в Германии, даже лучше. Я говорю о своей компании, за другие не могу отвечать.

- Все квартиры сдаете в «сером ключе»?

- Обычно в наших домах часть квартир с «серым ключом», а часть – с отделкой. Человек выбирает, что он хочет купить. Если говорить о дорогом жилье, как правило, «серый ключ»: человек платит большие деньги, интерьер квартиры делает по своему вкусу, по дизайнерским проектам.

- Доступную среду обеспечиваете в новостройках?

- При проектировании и приёмке домов учитывается малоподвижная категория граждан. Например, лифт всегда опускается на планировочную отметку, заехать в коляске можно легко. Если есть ступеньки - устанавливается пандус, если есть подземный паркинг - лифт опускается туда. Невозможно делать особенный санузел или ширину проема во всех квартирах, да это и ни к чему.

- При экс-мэре Ярошуке планировали внести изменения в правила землепользования и застройки Калининграда в сторону увеличения количества парковочных мест. Их стало больше?

- В правилах землепользования и застройки парковка прописана в 30 % от количества квартир. Да, мы обязаны выполнить минимальный норматив. А вот когда начинаются заявки об увеличении, возникает вопрос «сколько вы хотите купить?». Если люди не готовы покупать парковки, мы их строить не будем.
В дешёвых квартирах парковочных мест по минимуму. Если строим дорогой дом, то делаем по 1-2 места на каждую квартиру. Но хочу сказать, что у нас люди не желают оплачивать стоянку. В городе более 1000 мест свободных, а машины ставят на газоны.
Я вспоминаю начало двухтысячных годов, когда очень много земельных участков выделялось под строительство многоуровневых парковок. Потом пришлось менять разрешенное пользование и строить что-то другое, потому что они оказались не востребованы.
К сожалению, у нас не работают законы о привлечении водителей к ответственности. Попробуйте в Польше или в Германии припарковаться в неположенном месте, через 5-10 минут машина будет эвакуирована. В Калининграде процент наказания за неправильную парковку 1-2. Люди на это и расчитывают: раз в год попадусь, заплачу, но все равно буду ставить на газон.
Бизнес перестал строить парковки, потому что они не востребованы. Собянину в Москве удалось именно за счёт платных парковок навести порядок.

- Разве можно сравнить заработную плату в Москве и в Калининграде?

- Тогда давайте жить в говне! Люди сами определяют, как они хотят -жить по правилам или без. Вы думаете в том же Берлине или Мадриде люди ездят на работу в машине? Нет, потому что это дорого. Они идут пешком, на велосипеде, в общественном транспорте.
400 000 машин - примерно такое количество в Калининградской области. На каждую машину в среднем 35 кв метров с учётом проездов. Умножьте на 400 000… Такого количества территории просто нет, и не только у нас. Калининград проехать по диагонали -10 км. Какая проблема пройти пешком?

- Как сейчас обстоят дела с продажами квартир? Льготная ипотека помогла?

- Сегодня спрос превышает предложение, и все застройщики засуетились, стали больше строить. Сегодня возникли, видимо, какие-то причины, страхи, из-за чего люди стали активнее покупать. У людей возникла потребность сохранить свои деньги.

- Госкомпания «Дом.РФ» запускает программу льготной ипотеки на частные дома для молодежи. У нас может возникнуть бум такого строительства?

- В Калининградской области люди предпочитают строить частные дома сами. И молодые калининградские семьи не в полной мере используют возможности предлагаемых льготных ипотек. Так что бум вряд ли будет.

- Наша область поделена между застройщиками? И сколько их вообще?

- Какая может быть делёжка? В любом месте любой может строить. Для этого просто нужно обладать землёй, профессионализмом, деньгами и так далее.
Сейчас в регионе осталось не так много компаний. Последние события с изменением законодательства резко уменьшили количество застройщиков. По пальцам можно пересчитать: больших штук 10 и примерно столько же более мелких.

- Всем ли застройщикам в Калининградской области можно доверять?

- Вряд ли.

- Как покупателю сориентироваться и выбрать ту компанию, которая качественно строит и не обманывает со сроками сдачи?

– В первую очередь, необходимо обратить внимание, какой объём возводится строительной компанией, а также уточнить, сколько она имеет «за плечами» сданных в сроки объектов. Большое значение имеет репутация. О ней можно узнать из публикаций в СМИ, из соцсетей, из информации на сайте компании. Нелишним будет поговорить с жильцами ранее сданных в эксплуатацию домов, какие у них есть замечания.

- Как решаются проблемы с обеспечением социальной инфраструктурой?

- Нам люди часто задают вопрос: почему застройщик в комплексе не занимается строительством социальных объектов? Нет проблем! Как вы закажите, так мы будем делать. Вы готовы платить за строительство школы или детского садика? А если серьезно, то это задача муниципалитета и регионального правительства. Прежде чем зайти на стройку, мы разговариваем с губернатором, с мэром и обозначаем, где хотим строиться. Иногда слышим: подождите, мы не успеваем здесь финансировать, стройте пока в другом месте.
Нам ведь небезразлично, где появятся наши дома – в поле или в районе с имеющейся инфраструктурой. Наша задача и задача власти синхронизировать эти процессы. Яркий пример тому - восток Калининграда, где сначала построили жилой район, а потом кинулись возводить детские сады и школы.

- Как по-вашему, с какого района нам нужно начинать реновацию Калининграда?

- А деньги у вас есть? Нам на Москву трудно ориентироваться. Цены на квартиры там несколько другие и прибыль застройщиков совершенно другая. Если в Калининграде жилье стоит от 50 до 100 000 рублей за квадратный метр, то в Москве от 200 000 до 1 млн рублей. Получится, либо квартиры при реновации по-калининградски будут в три раза дороже, либо нужно повысить плотность застройки и строить многоэтажки, либо застройщику давать дополнительную землю.
Мэр Москвы Собянин установил чёткие правила игры для бизнеса, увеличил плотность застройки в 3-7 раз. А у нас люди против многоэтажек.
Главное, чтобы на федеральном уровне были чётко прописаны все условия реновации. Обновлять старый жилой фонд всё равно надо. Возьмём квартал на Ленинском проспекте. Отсюда нужно будет переселить 1000 человек. А куда? Безусловно, эти работы будут выставляться на торги. И тут вопрос: придёт ли кто-нибудь на эти торги? Смогут ли власти заинтересовать застройщиков и убедить их в прибыли?
Так что пока здесь больше вопросов, чем ответов.

- Спасибо!


Просмотров:5353

Комментарии