Небольшие аптеки попали под «каток»

irina 05.12.2019 18:37
Небольшие аптеки попали под «каток» В Калининградской области могут закрыться около 200 аптек.

О том, как отмена единого налога на вмененный доход при реализации лекарств в связи с принятым законом об обязательной маркировке лекарственных средств скажется на аптечном рынке – в разговоре корреспондента «Калининград без границ» с управляющим сетью аптек Калининграда Дмитрием Яговдик.

- Дмитрий Николаевич, вы сказали, что с 1 января 2020 года ожидается значительное сокращение аптек в регионе. Каким образом отмена единого налога на вмененный доход при продаже лекарств, в связи с принятым законом о обязательной маркировке, может повлиять на работу аптечных сетей?

- С 1 января 2020 года в связи с введением обязательной маркировки для лекарств изменится и налогообложение в этой отрасли. В недавно принятых Федеральным законом поправках в Налоговый кодекс указывается о запрете применять единый налог на вмененный доход (ЕНВД) в случае реализации товаров, подлежащих маркировке.
Вариантов всего два, можно применять только либо упрощенное налогообложение, либо общую систему налогообложения с применением оплаты НДС.
Общая схема с уплатой НДС, для малого и среднего бизнеса, не применима экономически. Остается упрощенное налогообложение, то есть платить либо 6 % с оборота, либо 15 % по схеме доходы минус расходы. Первое неприемлемо априори, потому что это гигантская сумма, а если платить 6 % с оборота, то увеличение налогового бремени для аптек повысится в 11 раз.
И в таких условиях для аптек не остается манёвра. Для небольших участников рынка, мы говорим об аптечных сетях, которые не объединены в крупные компании, это просто крах.

- Продажа лекарств всегда считалась высокодоходным бизнесом. Неужели эти 6 процентов окажут такое большое влияние?

- К сожалению, мнение о высокой доходности аптек не соответствует действительности. Наценки на лекарственные средства регулируются законодательством и в среднем аптечная наценка не превышает 23 %. Допустимые наценки на жизненно важные лекарства установлены ещё при губернаторе Георгии Боосе в 2010 году, и больше эти наценки на лекарства не менялись. И объяснить логику, почему наценка в Калининградской области включает в себя и доставку, и транспортировку с завода, и дальнейшую историю движения независимо от того, где находится фармзавод или оптовый склад - в Санкт-Петербурге или на Урале - невозможно. По наценкам на лекарственные средства наш регион находится на третьем месте с низу списка по всем регионам федерации. Так что средняя наценка, с которой работают на сегодняшний день калининградские аптечные сети - это 23 %. Грубо говоря, если мы берем у оптовика препарат за 100 рублей, то должны продать за 123 рубля.
Многие крупные игроки ушли с калининградского рынка, не выдержав таких условий. Например, «Формула здоровья» и «Авиценна», которые поглощены крупным фармацевтическим бизнесом.
А вот продовольственный ритейл может накручивать хоть 70, хоть 300 процентов на свой товар, как и продавцы обуви, парфюмерии, одежды. При этом важность социальной нагрузки аптек трудно переоценить.

- Сколько в настоящее время аптек зарегистрированы в Калининградской области?

- Выданных лицензий на разрешение фармацевтической деятельности 642. Но не все из них работают. Порядка 75 участников рынка либо находятся в стадии ликвидации, либо относятся к непрофильному бизнесу. Тех аптек, которые не будут применять упрощенную систему налогообложения, а будут применять основную систему налогообложения, порядка 200. Это некрупные единичные аптеки, либо аптечные сети, объединяющие в себе 2-3 пункта продаж, именно они находятся под угрозой закрытия. И закрытия уже начались. На сегодняшний день прекратила свою деятельность аптека, которая 32 года работала в Багратионовском районе в посёлке Южный. Они заранее посчитали, что работать при таких условиях дальше не смогут.

- Сколько аптек, по вашим прогнозам, могут закрыться в ближайшее время?

- Порядка 40 аптек, которые находятся в посёлках и малых городах региона. И 90 процентов доля вероятности, что на их место никто не зайдёт. Потому что эти аптеки, в основном, являются малыми семейными предприятиями. Фармацевт сам стоит за прилавком, сам работает на себя. С увеличением налоговой нагрузки эта деятельность становится нерентабельной, бессмысленной. Проще наняться на работу, чем отвечать за такую огромную сеть и быть в убытке.
К тому же, лекарства - это не обувь и не шапки, в случае задержки оплаты на 3-5 дней крупные поставщики моментально прекратят отгрузку. И есть крупный риск при переходе с одной системы налогового обложения на другую, по которой сумма налогов, необходимая к уплате в первый квартал, будет равна примерно четырём суммам налога, который предприниматель раньше выплачивал в год. И вот такая разовая налоговая нагрузка вырастет минимум в полтора раза. А с учётом введения маркировки ещё на сколько - пока даже сложно себе представить.

- Что вы предпринимаете?

- Мы обратились во фракцию ЛДПР Калининградской областной Думы и попросили их о поддержке. Привели экономические расчёты: какую сумму налога аптеки будут платить, какую сумму минимальной заработной платы нам необходимо будет начислять для того, чтобы снизить налоговую нагрузку. Попросили посодействовать в понижении планки упрощенного налогового режима для аптек в размере 1-2 % с оборота. Это позволит упростить ведение бухгалтерского учёта, аптеки будут выплачивать сумму минимум в 1,5 раза выше, чем ту, которую выплачивали раньше.
Есть два вида налоговых режимов, которые применяются - это упрощенная схема налогообложения, с уплатой 6% дохода. Либо вторая схема – «доход минус расход» 15%, минимальная сумма при таком налогообложении 1% с оборота. Например, заработали 123 рубля, из них 117 рублей - это расходы (стоимость товара, зарплата, налоги, аренда, связь и т.п.), а с оставшихся 6 рублей 15% - 90 копеек, но не меньше 1 рубля нужно отдать государству.
Мы предлагаем, раз уже нельзя вернуться на ЕНВД, то в упрощенной системе сделать не 6 % с оборота, а 1-2% с оборота для розничной торговли лекарствами, многие регионы уже пошли на такую меру.

- На региональном уровне это поддается регулированию?

- Да, в Калининградской области есть закон о пониженной ставке налогов, он уже принят для таких типов бизнеса, как мусорный и IT-бизнес. Поэтому мы и просим внести в этот закон поправки, касающиеся и аптек, которые несут реальную социальную функцию.

- А успеют наши законодатели до 1 января принять такие поправки?

– Конечно. После утверждения облдумой и губернатором они будут действовать уже на следующий день.
И стоит поторопиться, потому что аптекам до 31 декабря нужно выбрать налоговый реестр, с которым они будут работать. Если мы не будем знать, в каком режиме мы будем работать, то одномоментная налоговая нагрузка плюс сложности в ведении бухгалтерии приведут к негативным последствиям. Они уже начались, многие аптечные пункты готовы закрыться до нового года.

- Спасибо!



Просмотров:2584

Комментарии