Ремонт ремонту рознь

ODISSEVS 19.10.2013 11:27

remont.jpgКак, в соответствии с какими нормами должен осуществляться ремонт квартир в многоквартирных домах? Общественность разобралась и призвала власть и депутатов к диалогу.

Некоммерческое партнерство «Региональный центр общественного контроля» изучило и провело анализ законопроекта правительства Калининградской области «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области».

Выводы по итогам проведенного анализа:

1. Согласно статье 16 Закона РФ № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04. 07. 1991 года, за бывшими собственниками жилых домов сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Эта статья в законе действует до сих пор, она не отменена. То есть при проведении капитального ремонта указанных домов основное финансирование должен производить муниципалитет, в крайнем случае, региональный бюджет, а сособственники жилых помещений производят, в лучшем случае, софинансирование.

Согласно же статьи 1 Федерального закона РФ № 271-ФЗ от 25 декабря 2012 года, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах должен делаться за счет собственников помещений.

Таким образом, два закона входят в противоречие в части определения источников финансирования капитального ремонта мест общего пользования жилых домов.

На основании изложенного, будущий Закон должен учитывать нормы права, содержащиеся в указанных законах и не противоречить им. Для этого необходимо прописать те правоотношения, на которые распространяется данный Закон, момент их возникновения, определить круг субъектов данных правоотношений, указать момент возникновения у собственников жилых помещений обязанностей по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

2. В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 16 законопроекта «Порядок возврата средств фонда капитального ремонта» в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, средства фонда капитального ремонта подлежат направлению региональным оператором, а в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете - владельцем специального счета, на цели сноса или реконструкции этого многоквартирного дома. Данная норма не предусматривает обстоятельств, при которых собственники жилых помещений, признанных аварийными, будут расселены в порядке и сроки, предусмотренные программами переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

3. На сегодняшний день в Калининградской области старый немецкий жилой фонд, требующий капитального ремонта, составляет более 30 процентов всего жилого фонда, и произвести одновременно его капитальный ремонт практически не представляется возможным. Поэтому количество аварийного жилья будет увеличиваться.

4. Законом должны быть предусмотрены:

- Ежегодное выделение денежных средств из регионального бюджета на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в объеме выделяемых денежных средств на 2013-2014 годы;

- Закрепление обязанности за муниципальными образованиями планировать бюджет с учетом предстоящих расходов на проведение капитального ремонта, в том числе по судебным решениям о предписании осуществлять муниципальным образованием (как бывшим собственником) капитального ремонта жилого дома.

5. В первоочередном порядке необходимо предусмотреть проведение капитального ремонта домов, соответствующих следующим критериям:

В многоквартирных домах, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения, при условии, что такой капитальный ремонт не был проведён на дату утверждения или актуализации региональной программы;

- Многоквартирных домов, капитальный ремонт которых требуется в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта многоквартирного дома, утверждённого правительством РФ.

Законопроект не учитывает требования об энергетической эффективности и не соответствует требованиям Федерального закона N 261 – ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 23. 11. 2009 года.

При установлении очередности проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, должен быть сформулирован критерий несоответствия нормам энергетической эффективности. Дома, соответствующие данному критерию, при прочих равных условиях должны в первоочередном порядке включаться в программу по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома. После проведения капитального ремонта жилому дому должен быть присвоен класс энергетической эффективности, подтверждающийся паспортом энергетической эффективности после проведения соответствующих измерений.

6. При предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальные расходы необходимо учитывать фактически перечисленные собственниками жилых помещений взносы на проведение капитального ремонта общего имущества дома и со стороны органов власти предоставлять гражданам вычеты. Данные вычеты предоставлять гражданам:

- Имеющим среднедушевой доход на семью не более размера средней заработной платы по Калининградской области. Вычет должен предоставляться в размере фактически понесенного расхода по оплате минимального взноса на проведение капитального ремонта (части взноса) фактически уплаченного в календарном году. По окончанию календарного года размер оплаты жилого помещения и коммунальных услуг должен быть пересчитан с учетом предоставленного вычета;

Уплатившим взносы на капитальный ремонт общего имущества жилого дома в размере, превышающим размер минимального взноса, установленного постановлением правительства Калининградской области. Размер вычета должен составлять разницу между размером минимального взноса на проведение капитального ремонта, установленным постановлением правительства Калининградской области, и превышающим фактически уплаченным взносом в календарном году. По окончанию календарного года размер оплаты жилого помещения и коммунальных услуг должен быть пересчитан с учетом предоставленного вычета.

7. В Законе должны быть предусмотрены условия и порядок проведения общественного контроля за формированием фонда капитального ремонта, целевым расходованием средств фонда, за деятельностью регионального оператора.

Предлагаем включить в Закон статью «Общественный контроль за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт, и обеспечением сохранности этих средств» следующие положения:

1) Контроль за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт, и обеспечением сохранности этих средств осуществляется исполнительным органом государственной власти Калининградской области, в компетенции которой находятся исполнительно-распорядительная деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее – уполномоченный орган), а также представителями общественности.

2) Предметом контроля является проверка обоснованности расходов фонда капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, соответствие указанных расходов целям и задачам региональной программы капитального ремонта имущества в многоквартирном доме.

В нынешнем виде данный законопроект принимать нельзя. Необходимо провести дополнительные общественные слушания, на которых необходимо обсудить все предложения, сделанные экспертами, а также получить ответы на все волнующие общественность вопросы.

Если со стороны депутатов Областной думы не последует четкого обоснования своей позиции по данному законопроекту с ответом на поставленные вопросы, обозначения путей решения обозначенных проблем, если столь сырой закон будет принят, то, скорее всего, избирателям будет предложено провести процедуру отзыва избранных депутатов на основании недоверия. Поскольку депутаты в первую очередь, должны исполнять волю своих избирателей, а не руководствоваться фракционными интересами, ущемляющими интересы граждан. Каждый депутат индивидуально перед своими избирателями должен изложить и обосновать свою позицию по данному закону.

Вообще, такие социально значимые законы должны приниматься только с учетом мнения большинства граждан, проживающих на территории Калининградской области и обязательно с учетом особенностей нашего региона.


Сергей Шерстюк, директор НП «Региональный центр общественного контроля»




Просмотров:9808

Комментарии