Искренние ноты Полада Бюльбюль оглы

ODISSEVS 17.09.2013 19:44

Polad.jpgЗавтра в Областной филармонии знаменитый певец снова порадует нас замечательным голосом. А сегодня Полад Бюльбюль оглы – композитор, актёр, профессор, Чрезвычайный и Полномочный Посол Азербайджанской Республики в Российской Федерации ответил на вопросы журналистов.

Но вначале последовала, как выразился сам высокий гость, подводка.

Полад Бюльбюль оглы:

- В рамках «Балтийских сезонов» мой давний знакомый Давид Смелянский уговорил меня посетить Калининград с музыкальной программой. А мой особый интерес в том, что собираюсь петь здесь в сопровождении симфонического оркестра.

Времена молодости, увы, позади. У меня всегда были коллективы, но это были эстрадные объединения, концерты сопровождались чем-то вроде шоу. Я обычно выступал как композитор с авторскими вечерами. Исполнял только свои песни, демонстрировал лишь своё творчество.

В 1987 году певческую карьеру пришлось завершить. Меня назначили директором Государственной азербайджанской филармонии. Так что находиться в филармонии Калининградской мне отрадно и близко, словно нахожусь на родине. В Баку, кстати, мы отремонтировали одну старинную полуразрушенную кирху и сделали там камерный зал…

Потом меня назначили министром культуры Азербайджана, через какое-то время не стало Советского Союза, рухнули привычные устои. Сложно было – менялись системы, финансовое обращение, связи. От привычного социалистического распорядка страна переходила к капитализму со всеми его издержками. После того, как Азербайджан стал независимым, я сконцентрировался на восстановлении старых и создании новых культурных контактов – и по линии ЮНЕСКО, и по линии Совета Европы…

Все эти мои воспоминания – для того, чтобы вы поняли, в связи с разными обстоятельствами долгие годы, к сожалению, мне было не до музыки. Даже стало казаться, что эта страница жизни перевёрнута навсегда. Бюрократ высокого ранга, министр, государственные заботы, деловые поездки…

А в двухтысячных мы отмечали большой юбилей нашего древнего эпоса «Деде Горгуд». В ходе изучения материалов я подумал, что хорошо бы написать, так сказать, «на тему», крупное симфоническое произведение – о древних и вечных ценностях народа. В общем, через несколько лет родился балет «Любовь и смерть», который в 2005 году поставили в Баку. Дальнейшая судьба балета была счастливой – и в Москве, и в Петербурге и в Екатеринбурге зрители приняли его тепло.

Так что с тех пор звучание симфонического оркестра всегда со мной, я плотно погрузился в эту музыку. Появилось желание сделать обработки азербайджанских народных песен, которые когда-то пел мой отец, оперный певец, которые некогда исполнял и я. В результате получилось десять песен, вошедших в альбом «Пел Бюль-Бюль… Поет Полад Бюль-Бюль Оглы». Позже подобрал ещё ряд композиций для исполнения с оркестром. И вот, когда материал накопился, мне представилась возможность познакомить с ним калининградцев. Впрочем, и на этот концерт время я выкроил с трудом, всё-таки должность посла, московская жизнь подразумевают ежедневный и напряжённый труд, когда и свободный час – редкость. Выручают праздничные дни – именно тогда удаётся заняться творчеством. Или съездить по приглашению друзей, как сегодня.

Пользуясь случаем, хотел бы адресовать тёплые слова Калининградскому симфоническому оркестру, его дирижёру Аркадию Фельдману. Это настоящие профессионалы с правильным и искренним подходом к музыке. Призываю власти региона, города беречь и развивать оркестр – далеко не в каждом городе такой существует. Итак, вчера мы репетировали, завтра милости просим в филармонию.

- Насколько часто сегодня Вам хочется петь?

- Будучи в Калининграде – хочется (улыбается). Вернусь на работу, музыку опять в сторону.

- Какой музыкальный термин сопоставим с видами нашего города?

- Аллегро.

- У Вас есть и мюзикл. Что послужило толчком к его созданию?

- Да, много лет назад я написал произведение «Песне моей поверь». По жанру – нечто между опереттой и мюзиклом. Либретто написал мой товарищ, драматург и поэт Михаил Щербаченко. Эту работу мы подготовили к предстоящему Международному фестивалю молодежи в Москве. Потом на Всесоюзном радио был сделан радиоспектакль… Приятно, что помните.

- После нашумевшего в своё время фильма «Не бойся, я с тобой» планировалось продолжение.

- Верно. Через тридцать лет мы сняли новую картину, где герои – уже постаревшие, умудрённые, но так же преданные дружбе, любви, семейному очагу. Сейчас завершается монтаж, к концу года состоится премьера. К счастью, немало актёров из первого фильма участвуют в продолжении. И Лев Дуров, и Мухтарбек Кантемиров, и Гамида Омарова. У моего героя уже трое детей…

- А в реальной жизни?

- Тоже трое. И тоже старший мальчик и две девочки.

- Ну, «мальчик» - заслуженный артист России, концертмейстер… 

- Да, был музыкантом, играл в БСО имени Чайковского под управлением Федосеева. Кстати, здесь у вас в оркестре на фаготе играет парень, который учился с ним в одном училище. Сын сейчас занимается благосостоянием семьи, ушёл в бизнес… Но это его решение. Есть у меня и две маленькие внучки.

- Помните: «Ты мне вчера сказала, что позвонишь сегодня»?

- Конечно. Молодость забыть нельзя.

- Услышим ли мы завтра что-нибудь из того замечательного репертуара?

- Кое-что – спою. Песню «Твоя дорога», например.

- Меняются ли композиторские, певческие пристрастия с годами?

- Моя последняя серьёзнейшая работа – балет. Люблю народное песенное искусство, эстраду. Я ученик великого Кара Караева, постигавшего музыкальную науку, в свою очередь, у самого Шостаковича. По школе, по традиции я внук Шостаковича. Эти обусловлено большим количеством созданных мной классических творений, таких как струнный квартет, сюиты, симфонии. Написал музыку к десяткам фильмов…

Что касается предпочтений, главное из них – хорошая, подлинная музыка как таковая. Но глубоко погружаться в эту сферу мне теперь не позволяет, как уже говорил, государственная работа. Вот уйду на пенсию, наверстаю.

- И всё же, что собираетесь писать ещё?

- Сейчас я пишу иные ноты – в МИД (общий смех). Дипломатам, поверьте, тоже нельзя фальшивить.

Наша справка

Голос Полада Бюльбюль оглы – очень звонкий, прозрачный и высокий лирический тенор, по диапазону и характеру пения близкий к тенору-альтино. Пение отличается виртуозностью, сложными фиоритурами и трелями, верхние ноты очень свободные. В пении слышны приёмы и мотивы азербайджанской национальной музыки – мугам.


Материал подготовил Александр Клименок




Просмотров:14228

Комментарии